Наипервый вид свабодо–пользования — это свобода личности. Она включает в себя:
1. Свободу вероубеждения и религиозности.
2. Свободу мышления и мнения.
3. Свободу действий и самостоятельности.
Во–первых: Свобода вероубеждения и религиозности.
Ислам основывает свободу вероубеждения и религиозности на 3–х составных элементах:
1. Свободное мышление, которое отвергает подражание, следование традициям и принуждение.
2. Запрет на принуждение в принятии определенного вероубеждения.
3. Защита деяний и исполнение обрядов в соответствии с требованиями верооубеждения.
Что касается первого элемента:
Извещая о смерти тех, кто опирается на подражание и следование отцам в своем вероубеждении, ислам указывает на нелепость этого.
Всевышний сказал: «Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», — они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?» (Сура аль–Маида, аят 104)
Ислам призвал людей к размышлению, рассуждению и опознаванию истины своим умом.
Аллах, Велик Он и Всемогущ сказал: «Скажи: «Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле». Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!»» (Сура Юнус, аят 101)
Он также сказал: «Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них. Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов)». (Сура Намль, аят 60)
Что касается второго элемента:
Ислам запретил принуждать людей принимать религию.
Всевышний сказал: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения…» (Сура аль–Бакара, аят 256)
Он также сказал: «…Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Сура Юнус, аят 99)
Как мы писали выше, ислам не разрешил сражаться, кроме как для защиты религиозной свободы, а также предотвращения смуты, репрессий и гонений.
Всевышний сказал: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками». (Сура аль–Бакара, аят 193)
Первые мусульмане бережно и с предельной точностью исполняли эти директивы.
Примером этому является сообщение о старушке христианке, которая встретилась с Умаром бин Хаттабом по своей нужде к нему. После того, как он выполнил ее просьбу, он призвал ее принять ислам, но она отказала. Умар испугался, как бы в его разговоре не было принуждения ее принять ислам, и сказал: «О, Аллах, я не принуждал ее!»
Что касается третьего элемента:
Ислам защитил тех из немусульман, кто находится под его правлением. Защитил их поклонение и религиозные обряды…
Есть известное правило, которого придерживались на протяжении веков: «Нам велено не трогать их и ту религию, которой они следуют».
Нет ничего более показательного этому, чем договор, сделанный посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с иудеями в Медине, о добрососедстве и свободе исповедания религии, так, чтобы те могли выполнять свои религиозные обряды как им нравится.
Халиф Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) заключил договор с жителями Кудса на основе этой же свободы. В тексте его договора находились такие слова: «Это то, что обещает повелитель верующих (амир аль–муъминин) Умар жителям Илии: Он обещает безопасность им, их церквям и крестам. Их не будут принуждать оставлять религию, и никому из них не причинят никакого вреда».
То, что действительно вызывает изумление это разрешение исламом не только нахождения другой религии рядом с ним в одной стране или городе, но и в одном доме и на одном ложе.
Ислам разрешил жениться на иудейке и христианке и сделал так, чтобы муж разрешал им совершать обряды их религии как они того пожелают.
Этими тремя элементами ислам воздвиг здание религиозной свободы — на основе терпимости, а также справедливых и добросовестных отношений — которая уважает свободу других…
Это так, потому что ислам является религией, которая стоит на твердой и прочной почве. Его аргументы ясны, его доводы убедительны, его учения гармонируют с человеческой природой, и его Благородный Коран обращается к его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) со словами:
• «Наставляй же, ведь ты являешься наставником, * и ты не властен над ними». (Сура аль–Гашия, аяты 21–22)
• «…Если они обратятся в ислам, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения…» (Сура Аль Имран, аят 20)
• «…Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения». (Сура аль–Маида, аят 92)
• «А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он — Господь великого Трона». (Сура Тауба, аят 129)
Члена академии научных исламских исследований,
Проф. аль–Азхара, шейха Мухаммада Мухтара аль–Махди
Перевел и подготовил Мухаммад–Амин Дагестани